Центр села Георгиево. Гергиево старинное село в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области, уже одно из немногих, в которых церковь всё ещё в руинах и никак не начато её восстановление. К тому-же в истории села был момент, когда их было две, но вторая церковь (деревянная) не сохранилась и на её месте теперь жилая застройка. Деревянная церковь Георгия Победоносца, небесного покровителя сего места, дала название селу Георгиево более 400 лет назад. Панорама центра села Георгиево. |
|
Типичный вид села Георгиево Гусь-Хрустального района Владимирской области. |
|
Новая сельская улица имеет твердое покрытие щебенкой. |
|
Южная часть Георгиево со зданием сельской Администрации. |
|
Администрация, избирательный участок Георгиево. |
|
Памятник героям Великой Отечественной войны 1941-1945гг. находится возле кладбища. |
Все дороги ведут к кладбищу или к магазину. |
|
Сельский магазин в центре Георгиево. |
|
Типичный дом пятистенок на три окна в селе Георгиево, фотография. |
|
Нежилой деревянный дом в селе Георгиево. |
|
Изба с голубым палисадом. |
Нарядистый домик. (местный выговор) |
|
Типовая застройка Георгиево до нашествия дачников и массовой скупки земли за бесценок москвичами. |
|
Пропильные наличники в местном вкусе. Домовая резьба по дереву в селе Георгиево Гусь-Хрустального района Владимирской области явление довольно широко распространённое. |
|
Жилой дом на четыре окна, украшенный деревянными наличниками в селе Георгиево, фотография. |
|
Народное декоративно-прикладное искусство Владимирского края, к сожалению, уходящее. Не поддерживается укладом жизни и новой сельской архитектурой с применением пластика. |
Свободная композиция с ладьями-уточками на линии приподнятых бровок. Динамичная линия верха наличника выверена идеально. Орнаментация сбалансирована с удивительным высокохудожественным талантом. Карниз трехмерный, на резных кронштейнах, создает цельное ощущение безграничных возможностей гармонизации облика жилища из натуральных материалов. |
Общий вид объемно-пространственной среды, где встречаются уникальные произведения народного декоративно-прикладного искусства. |
|
Объемные наличники одного из самых старых домов в центре Георгиево, возле церкви. |
|
Уходящее искусство домовой резьбы. |
|
Деревянные наличники жилого дома, находящегося в местности с густыми лесами. |
|
Послевоенная резьба упрощенного рисунка на доме 31 в селе Геоогиево. |
Православный деревянный крест перед апсидой Троицкой церкви в Георгиево. |
Андрей Рублев, Троица, ок. 1411, Москва |
Руины церкви Троицы Живоначальной в селе Георгиево Гусь-Хрустального района Владимирской области. Вид с юго-востока. |
Карта Менде. В середине XIX века в Георгиевском было одновременно две церкви, старая деревянная (черный крестик) и новая каменная (красный крестик). |
Общий вид руин Троицкой церкви. Южный фасад. Остатки интерьера церкви. |
Церковь в селе Георгиево (Георгиев-ское) существо-вала с глубокой древности, но в начале 1600-х годов она почему-то запустела, и с 1638 по 1723 годы церковная земля в патриарших окладных книгах значилась в числе пустующих земель и отдавалась на оброк разным лицам. В 1722 году на прежнем месте была построена новая деревянная церковь в честь великомученика Георгия, которая в 1728 году платила по 1 рублю 21 алтыну и 4 деньги в год.Строительство церкви из красного кирпича началось в 1836 году. Трапеза была окончена и освящена в 1840 году, основной холодный объем освящен в 1857 году, строительные работы по возведению и окончательной отделке церкви и колокольни продолжались до 1865 года. Престолов в каменной церкви было три: главный в честь Троицы Живоначальной, в трапезе теплой - в честь Успения Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия. В строительство вложили деньги купцы Кашицыны из деревни Ильино, у которых, по словам местных жителей, имелось несколько магазинов и маслозавод. Добронравов, Березин. т.4, 1897 план церкви Свод памятников |
Фрагмент кладки стен трапезной в "интерьере". Утварью храм был снабжен достаточно, но особо привлекали внимание прихожан хрустальные сосуды и хрустальный напрестольный крест. Можно предполагать, что эти вещи были сделаны на Золотковском хрустальном заводе, который был основан в 1775 году и приписан именно к этому храму. Стены церкви были расписаны. |
Приход состоял из села Георгиево, деревень Алферова, Ильино, Потапково, Павликово, Обдихово, Захарово и Золотковского завода, в коих по клировым ведомостям числилось 1493 мужчины и 1612 женщин. Добронравов, Березин. т.4, 1897 |
В 30-е годы священнослужитель Троицкого храма в Георгиево был арестован и сослан на Соловки. Постепенно остатки церковного имущества были разобраны, и верующие стали молиться по домам. В 1950-х в церкви были МТС, электроподстанция, зернохранилище. Купол с крестом упал от удара молнии в 1960-х годах прямо среди бела дня на глазах жителей. Ремонтировать крышу никто не стал, и в конце 1970-х годов она окончательно рухнула. Кирпич пытались разобрать на хозяйственные нужды, но кладка оказалась очень крепкой. О прекращении колокольного звона в с. Георгиевском Курловского района
19 декабря 1936 г. рабочие приготовительного отдела и гутенского, механического и шлифовального цехов Золотковского стеклозавода (Свердловского завода) (всего 503 человека) обсуждали Сталинскую Конституцию. Обсуждение переросло в решение о необходимости запретить колокольный звон в с. Георгиевском, колокольный звон был назван «дурманом» и «бомбами Гитлеровской руки», а религия – «орудием закрепощения трудящихся»; говорилось также о том, что еще 5 лет назад священнику запретили дворовый обход. В этот же день прошло заседание правления колхоза им. Володарского с активом (12 человек), на котором было вынесено такое же решение (завшколой говорил даже о необходимости полного закрытия церкви под школу). 20 декабря 1936 г. прошло заседание правления колхоза «Малинки» и рабочих лесозавода (50 человек), обсуждали Сталинскую Конституцию, права женщин, обсуждение снова переросло в решение о необходимости запретить колокольный звон в с. Георгиевском; рабочие говорили о том, что за 8 лет существования посёлка «попа ни разу не приглашали», и даже предлагали завести отдельное от верующих кладбище. 22 декабря 1936 г. прошло общее собрание колхоза им. Володарского, где также было вынесено решение о необходимости запретить колокольный звон в с. Георгиевском как «отжившее явление». При вынесении решений нередко оговаривалось, что оно выносится единогласно. В протоколах некоторых собраний имеется пункт «Прения»; всего на этих собраниях в прениях участвовало 10 человек, все участники прений поддерживали запрет колокольного звона. Сведения о противниках запрета колокольного звона в протоколах отсутствуют. 23 декабря 1936 г. состоялось заседание пленума Золотковского сельсовета (35 человек), где на основании вышеуказанных протоколов было вынесено решение просить Курловский райисполком запретить колокольный звон в с. Георгиевском. В прениях трое заявили, что «в школу приходят без звона – и здесь придут», правда двое подняли вопрос, не нарушают ли они данным решением Сталинскую Конституцию? 7 марта 1937 г. Курловский райисполком, заслушав решение пленума Золотковского сельсовета и протоколы общих собраний рабочих и колхозников, постановил просить Ивановский облисполком утвердить запрет колокольного звона в с. Георгиевском. 21 апреля 1937 г. Ивановский облисполком утвердил данное решение. Источник: ГАИО. Ф. Р-2953. Оп. 3. Д. 733. Л. 1-11 при любезном содействии Андрея Ершова по работе с архивными документами. |
|
Царские врата и алтарная часть некогда просторного и высокого каменного храма в старинном селе Георгиево. |
Сегодня всё недоразобранное руками нерушимого союза хозяйствующих коммунистов и сочувствующих беспартийных неумолимо руинируется природными факторами, которые сильнее любой кладки и со временем способны стереть кирпич в порошок и превратить его в землю. Но сильнее всех природных стихий людское равнодушие. Вот оно побеждает всё. |
Все права защищены © Олег Щёлоков
|