По писцовым книгам 1628 — 1630 годов село Синжаны значится 
за князем Иваном Борисовичем Черкасским, как
"приданая" его вотчина, поступившая от боярина Василия 
Петровича Морозова. В селе церковь Усекновения главы Иоанна
Предтечи — строение мирское; при церкви священник и дьячок. 
Тому же вотчиннику принадлежали деревни Данилово и Софроново, которые и в настоящее время входят в состав Синжанского прихода. 
В окладных книгах 1676 года о Синжанском приходе
имеются следующие сведения: "в селе Синжанах церковь
Иоанна Предтечи; у той церкви двор попа Максима, дьячков,
в приходе: двор боярский, а в нем живет приказчик,
27 дворов крестьянских и 6 бобыльских (в настоящее время
в Синжанах 244 двора), деревни Данилово, Софроново". 
Вышеупомянутая Предтеченская церковь существовала в Синжанах до 1780 года; 
к этому времени она настолько обветшала, что служить в ней стало опасно. 
Поэтому, с благословения епископа Владимирского Иеронима, вместо неё была построена новая деревянная церковь. 
Немного ранее этого, именно в 1772 году, в Синжанах была построена теплая деревянная церковь во имя святого Николая
Чудотворца. 
Вместо деревянных церквей в 1863 году начат постройкой каменный храм: 
трапеза была окончена и освящена в 1868 году, а главный храм только в 1881 году. 
По построении каменного храма деревянные церкви были разобраны.
 Престолов в новом храме три: главный во имя Живоначальной Троицы, 
в трапезе: в честь Казанской иконы Божией Матери и святого Иоанна Предтечи. 
Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебвыми книгами
церковь снабжена достаточно. От прежнего времени в церкви
сохранилось только напрестольное Евангелие со следующей 
надписью: лета 7165 (1657) августа 29-го приложил от себя сию 
святую книгу и душеспасительную и вводящую в царство небесное
всех православных христиан и в жизнь вечную Евангелие
напрестольное в Муромском уезде, село Синжаны, в церковь
Усекновения Честной главы Святого пророка и Предтечи Крестителя
Господня Иоанна, Животворящего Креста и собору Архистратига
Михаила, уроженец, что был в мире диакон Иван Алексеев, а 
во иноцех Иосиф, а бархат на Евангелии, Евангелисты 
серебряные позолоченные и с застежками и с жуками,
и Божиим изволением с помощью аз многогрешный чернец
радел и собирал и подаянием прихожан и мирских всяких
людей и Московских строилось святое Евангелие, а приложил при
священнике Измаиле Иванове и ему пожаловал на 
просвиромисание и на литургию во святых своих молитвах 
незабвенно учинить, a по смерти душу мою поминать и родителей 
моих"... 
В церковном архиве сохранилась грамота, данная 
епископом Иеронимом в 1780 году на построение храма. 
Причта в приходе по штату положено: два священника,
диакон и два псаломщика. Приход состоит из села Синжан и деревень: 
Софроново и Данилово, в которых по клировым в ведомостям числится 2015 мужчин и 2248 женщин, 
в том числе молокан 140 мужчин и 146 женщин. 
Синжанский приход с конца прошлого столетия был вотчиной графа
Головкина. В 1821 году, по прекращению рода Головкиных, крестьяне 
поступили в ведение Коммиссии по сооружению храма Христа Спасителя в 
Москве и 3 года отправляемы были туда на работы (вместо уплаты податей). С 1826 года они перешли 
в ведомство Государственных Имуществ. Молоканство появилось здесь с 
начала настоящего столетия, открылось с 1820 года, занесено из Тамбовской
губернии. 
Добронравов, Березин. т.4, 1897  |