![]()  | 
 Панорама крепости Арк в Бухаре. 
 Стены крепости Арк недавно восстановлены, однако не полностью, чтобы имелось представление о подлиннике. 
 Граждане Бухары на площади Регистран возле крепости Арк.  | 
 
 
  | 
  | 
Почему-то всё пространство перед древней достопримечательностью равномерно замусорено. 
  | 
  | 
Арк был значительно выше чем сегодня, чтобы понять насколько, надо срыть культурный слой до 20 метров, и высота крепости будет в два раза больше.  | 
  | 
Размеры цитадели Арк в Бухаре поражают.  | 
  | 
Новая кладка выполнена по старым образцам с армированием брёвнами.  | 	
  | 
Главный и единственный вход в цитадель Арк.  | 
  | 
Сегодня в крепости Арк располагается краеведческий музей. 
  | 
  | 
Вход в Арк. 
 Табличка на входе в Арк  | 
  | 
Внутренний двор дворца и место напротив трона, откуда выползали подданные, ходить пешком ногами не разрешалось под страхом немедленного усекновения головы Теперь вполне демократично можно шляться туда-сюда и фотографироваться в любой позе.  | 
  | 
Место трона эмира, верховного правителя Бухары во внутреннем дворе дворца.  | 
  | 
Современный вид внутреннего двора дворца, на его женской половине, теперь здесь ходят стаями туристы и присматривают сувенирную мануфактуру.  | 
  | 
Водоприёмная воронка для редких дождевых вод. 
  | 
  | 
По флангам внутреннего двора на возвышении места для особоприближённых и знати.  | 
  | 
Дворец бухарского эмира в Арке не самое пышное и богатое архитектурными украшениями сооружение, но самое большое и многоуровневое.  | 
  | 
Деревянный несущий потолок главного входа в Арк, это то, что находится внутри въездной башни. Многовековая древность подлинной натуральной древесины не поддаётся осмыслению. Тем не менее, она сохранилась, её можно видеть.  | 
  | 
Придворцовые постройки для вельмож.  | 
  | 
Восточные деревянные колоннады и их резные завершения. 
  | 
  | 
Конструкции среднеазиатских дерево-кирпичных навесов.  | 
  | 
Гарем, женские покои дворца бухарского эмира в отдельностоящем здании. Хорошо защищают обитательниц от жары.  | 
  | 
Гарем, вид сбоку.  | 
  | 
Виды территории цитадели Арк. На заднем плане башня русского инженера Шухова.  | 
 Портрет великого бухарского врача и учёного Ибн Сины (Авиценны) 980-1037 в экспозиции музея Арк. Ибн Сина родился в Бухаре, в Центральной Азии. Мальчиком, ещё с детства, Ибн Сина был гением и достиг невероятных высот в исследованиях с самого раннего возраста. Он читал Коран уже в 10 лет, вошёл в медицину в возрасте, когда ему ещё не было 16-ти. Изучал трубы древних философов, достижения масонства. Ибн Сина ещё в молодости стал лечащим врачом династии саманидов и бухарского эмира Ноя. Известно множество научных трудов Ибн Сины, но его основная книга, написанная им на арабском языке, - "Канон врачебной науки". Введение написано примерно с 1000 года, а вся книга, предположительно, завершена в 1020 году. Ибн Сина выдвинул множество идей, продвинувших человечество и науки. Известен своими трудами в таких областях, кроме медицины, как химия, астрономия, механика, философия, критика, психология, литература (в т.ч. его стихотворные рубаи) и музыка. Ибн Сина изобрёл паровую перегонку безопасных эфирных масел (метод паровой дистилляции) и, таким образом, является одним из первых химиков-парфюмеров, помимо того, что своими ароматами в том числе врачевал людей.  | 
Мы и сегодня даже не знаем, как правильно читать это имя, поскольку в Бухаре не было своей письменности и всё записывалось только на арабском языке Абу Али Хуйсейн ибн Абдаллах ибн Сина. На латинском языке имя этого человека звучит Авиценна. В честь его в 1970 году на Луне был назван кратер Авиценна. В горах Таджикистана один из семитысячников, Пик Ленина, в 2006 году переименован в Пик имени Абу Али ибн Сины.  | 
  | 
Скромный бухарский мальчик с кувшином на фоне крепостной стены, фотография. 
  | 
  | 
Музей крепости Арк. Одежда и вещи дервиша. Дервиши - странствующие нищие монахи-мусульмане. Иметь какие-либо деньги или собственность им не полагалось. Для заработка и пропитания дервиши помимо сбора милостыни играли на своих инструментах, пели, рассказывали новости из странствий, предсказывали судьбу и т.д. Пользовались милостями вельмож по аналогии с русскими юродивыми. Раз в год дервишам полагалось являться на сбор от одного до черырёх месяцев в свою духовную обитель.  | 
  | 
Черпак для плова, тычок для лепёшек при украшения ещё сырого теста дырочками, средневековая тёрка для моркови.  | 
  | 
Национальные покрывала во дворике дворца бухарского эмира.  | 
  | 
Сюзане, мануфактура, хозяйственные сумки. Сумка с вышитыми тюльпанами, а может и маками сильно напоминает продукт уроков труда для девочек по курсу домоводства в средней школе. Денег просят как за подлинную одежду эмира. 
  | 
  | 
Мощный развал сувениров на площадке перед женским гаремом.  | 
  | 
Подносы, блюда, чеканка по латуни. Чеканка довольно грубая, небрежная, кустарная и примитивная, на высокое качество рядовой сувенирки рассчитывать не стоит. Цены неимоверно задраны и надо долго торговаться. Однако продавцы не совсем понимают, что процесс длительного торга им не на пользу, покупатель успевает как следует рассмотреть товар и понять, что такое барахло ему вообще не нужно даже даром.  | 
  | 
Узбекский ляган. Для вывоза из Республики Узбекистан дают какую-то сомнительную бумажку, не вызывающую ни малейшего доверия. Так что выстраданное в спорах на жаре разгорячённое блюдо вполне может остаться на таможенном контроле в аэропорту, или, ещё хуже, послужить мотивом для возбуждения уголовного дела о контрабанде цветмета или культурных ценностей.  | 
  | 
Гид в Арке любезно сообщает, что половина всего сувенирного шмотья китай-пакистан, чалмы и картонные туфли из кишлаков, зато "тарелки настоящие". За "ценную" информацию он потом, по окончании экскурсии, накинет сумов 300-400 бледнолицей дойной корове к общей таксе. Одновременно стряхнёт монет с продавца "за подводку клиента". В общем всё правильно и культурно. Вам поглазеть, а люди на вас зарабатывают на кусок хлеба. Этому надо сочувствовать и легко расставаться с неудобными пачками местных банкнот.  | 
 Кованый замок от цитадели Арк в подлиннике. Именно им, этим замком, в 1769 году запирали крепость Арк.  | 
Посещение музея и фотографирование оплачено входным билетом, каких-либо Правил и ограничений на публикакцию в Интернете фотографий музея и его экспонатов администрацией музея нигде не вывешено. Произведения искусства под охраной современного национального или международного авторского права в экспозиции музея не представлены.  | 
 Экспозиция в помещении музея.  | 
 Флаг города Бухары.  | 
 Хозяйственная утварь. 
 Кетмень - узбекская мотыга.  | 
 Оттиски бухарских печатей имели в диаметре больше 10 сантиметров.  | 
 Футляры, коробочки.  | 
 Узбекский лук и колчан для стрел.  | 
 Национальные медные, оловянные и латунные кувшины.  | 
 Трон бухарского эмира в музее крепости Арк. Скорее всего не настоящий, такое количество золота просто так, открыто, ставить в комнате нереально.  | 
 Уникальное узбекское средневековое зеркальце в медной оправе. Отражающая поверхность, сделанная вручную, настолько дорогая, что для того, чтобы в неё посмотреться, вначале выдвигали медную защитную крышку футляра, потом задвигали и закрывали ей поверхность зеркала обратно.  | 
 Интересная вещица из колекции историко-краеведческого музея Арк несколько напоминает продукцию интим-магазина для взрослых, изделие не подписано. Возможно, это не то, что мы подумали, а каменная ручная тёрка для сыпучих продуктов или для растирания художественных темперных красок.  | 
 Узбекские сладости к чаю высшего качества поставлялись в Россию в жестяных коробках. Продукт дорогой, экзотический, упаковочные коробки расписывались вручную.  | 
 Русско-бухарский самовар  | 
 
 
 
 
 
Все права защищены © Олег Щёлоков
  |